Ромашка Экспресс

Ромашка Экспресс

От чего малыш не спит! (Полуэктов М.Г)

СОН И ЕГО НАРУШЕНИЯ У ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Состояние сна всегда было окутано ореолом таинственности. Действительно, долгое время невозможно было узнать, что происходит в это время с человеком, а истории о сновидениях и необычном поведении во сне добавляли еще больше загадочности этому предмету. Несомненным представлялось, что сон нужен для как физического, так и психического отдыха. Поэтому поддержание качественного сна представлялось необходимым условием полноценного развития человека.

В середине XX века появилась наконец-то возможность сорвать покров тайны с состояния сна. Появился метод объективной регистрации электрической активности мозга – электроэнцефалография, а значит, появилась возможность посмотреть, как работает мозг не только днем, но и ночью, в состоянии сна. Когда стали проводить исследования в этом направлении оказалось, что сон не является однородным состоянием полного расслабления «тела и души». По особенностям поведения организма во время сна сон был разделен на медленный и быстрый. Было показано, что так называемый медленный сон, который занимает более 75% всего сна, отвечает в большей степени за физическое восстановление организма, а быстрый сон (оставшиеся 25%) – за психическую деятельность. Также было обнаружено, что медленный сон может быть разной глубины, по этому признаку он был разделен на 4 стадии. Степень удовлетворенности человека своим сном зависит во многом от того, как много ночью у него было самых глубоких стадий сна – 3 и 4.

Проводились исследования сна и у детей. Было показано, что сон ребенка значительно отличается от сна взрослого человека. Во-первых, это касается его продолжительности. Новорожденный спит очень много – 18 часов в сутки, младенец в возрасте полугода – 14,5 часов, годовалый малыш – 14 часов, а шестилетка – 11 часов. Только к возрасту 16 лет ребенок начинает спать «как взрослый» – около 8 часов.

Другой особенностью сна ребенка является полифазность – наступление несколько раз в течение суток. Длительный ночной период сна появляется у детей после 2-х месячного возраста, после полугода днем ребенок спит днем 2-3 раза, в возрасте от года до двух лет происходит переход к одноразовому дневному сну. Отказы от дневного сна начинаются с возраста 3 лет, но врачи рекомендуют сохранять дневной сон как можно более долгое время (до школы).

Третья отличительная черта детского сна – большое количество сна со сновидениями. Новорожденный половину времени сна проводит в так называемом быстром сне, считается, что именно в эту фазу сна человек чаще всего видит сновидения. В полгода быстрый сон занимает уже только 30% времени всего сна, а «как у взрослых» (25%) он становится к 15 годам. Такое избыточное количество быстрого сна в первые годы жизни связывают с его ролью в организации психической функции – ведь в это время ребенок получает огромное количество новой информации, которую нужно оценить, запомнить, связать с предшествующим опытом.

Качественный сон очень важен для обеспечения полноценного физического и психического развития ребенка. Так, например, показано, что гормон роста – соматотропин, выделяется большей частью именно в состоянии глубокого сна (80% всей суточной продукции). Если ребенку длительное время не хватает глубокого сна (как было показано в исследованиях детей с храпом и задержками дыхания во сне), то отмечается задержка набора массы тела и замедление роста. Было показано, что дети с нарушениями сна в раннем возрасте, после 3-х лет имели больше проблем с поведением, причем нарушения сна у них часто сохранялись и в дальнейшем.

Какой сон ребенка грудного и раннего (до 3 лет) возраста можно назвать полноценным? Прежде всего, сон должен быть достаточным по времени, соответствовать неким нормативным данным. Существуют таблицы продолжительности сна у детей разного возраста, где учитывается индивидуальный разброс. Например, в возрасте 6 месяцев, 80% детей спит от 12 до 17 часов в сутки. Это считается усредненным вариантом нормы. Однако есть хорошо выглядящие и замечательно развивающиеся младенцы, которые спят больше или меньше этого времени, поэтому окончательное решение о наличии нехватки или избытка времени сна должен принимать врач.

Ночные пробуждения сами по себе не являются проявлением нарушения сна. 2 пробуждения за ночь является нормой для детей до 2 лет. О развитии нарушения сна, связанного с ночными пробуждениями следует говорить тогда, когда после такого пробуждения ребенок не может заснуть самостоятельно, требует помощи взрослых. Или же частые ночные пробуждения приводят к тому, что ребенок не высыпает положенное время сна (в сутки). Если же он проснулся, открыл глазки, убедился, что обстановка вокруг привычная, успокоился и заснул – такие пробуждения обычно даже не замечаются родителями. Вообще, и дети, и взрослые во сне пробуждаются чаще, чем предполагается. Например, во время переворота на другой бок, часто отмечается открывание глаз и изменение электроэнцефалограммы на бодрствующую, но, поскольку это действие продолжается 5-15 секунд, человек свое пробуждение почти никогда не осознает.

Плач во сне также является допустимым явлением у грудных детей, его еще называют «физиологический ночной плач». Он не сопровождается пробуждением. Предполагают, что таким образом может проявляться «избыток» дневных переживаний ребенка. Будить или даже каким-либо образом успокаивать младенца в это время не рекомендуется, ведь он продолжает оставаться в состоянии сна.

Иногда при засыпании малыша родители отмечают вздрагивания ручками, ножками или всем телом. Это тоже нормальное явление, которое называется миоклониями засыпания. Этот феномен встречается и у 60-70% взрослых людей, часто сопровождаясь ощущением падения или полета. Такие необычные двигательные феномены рассматриваются сейчас как совершенно безобидные явления сна, их связывают с изменением возбудимости некоторых мышечных групп при резких переходах от бодрствования ко сну. Считается, что эмоциональное возбуждение, стресс, могут усиливать эти явления, но все равно опасности для здоровья они не представляют.

Нарушения процесса сна у детей грудного и раннего возраста встречаются довольно часто. Распространенность расстройств сна в этой возрастной группе врачи оценивают в 10%. Чаще всего родители сталкиваются с проблемой инсомнии или бессонницы у своих детей. Инсомнией называют такие нарушения сна, которые приводят к его существенному изменению: удлиняется время засыпания, увеличивается число ночных пробуждений, снижается количество глубоких стадий сна и т.д. Видов инсомнии довольно много. Родители детей грудного и раннего возраста чаще всего сталкиваются с поведенческой инсомнией. Такое название инсомния получила в связи с тем, что сон нарушается из-за неправильного поведения перед сном или во время сна. Зачастую доктора недооценивают роли фактора поведения, режима сна и лечат этих детей успокаивающими препаратами без стойкого эффекта. Когда курс приема лекарства заканчивается, проблемы сна возвращаются. Расстройства нервной системы довольно редко служат причиной нарушений сна младенцев, при этом почти обязательно, кроме симптома плохого сна, присутствуют и достаточно выраженные неврологические нарушения: мышечная дистония, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, нарушение двигательного и речевого развития.

Как проявляется поведенческая инсомния у детей? Чаще всего основной жалобой родителей являются частые ночные пробуждения малыша. Мамы рассказывают, что 5-10 раз за ночь им приходится вставать на зов ребенка, вынимать из кроватки, укачивать или кормить. После этого ребенок довольно быстро успокаивается и засыпает. Однако стоит маме расслабиться и уснуть, следует новый зов и все повторяется сначала. Когда мы беседуем с такими родителями, обязательно обращаем внимание на ритуал укладывания ребенка. Нам рассказывают о том, что вечером малыш засыпает только на руках, при укачивании, или в постели вместе с мамой, или с грудью на руках во время кормления. После этого его перекладывают в кроватку, где он продолжает спать до момента пробуждения. Здесь мы видим, что у ребенка сформировались неправильные ассоциации засыпания. Что же происходит ночью. Малыш просыпается, оглядывается и ощущает некую «неправильность» окружающего. Засыпал-то он на руках, рядом с мамой ее голосом, ее запахом. В кроватке он чувствует себя одиноко, начинает беспокоиться, требует вернуть привычные условия, в которых привык засыпать вечером. Как только привычная ассоциация засыпания возвращается (например, его берут на руки или дают бутылочку), он тут же успокаивается и засыпает. Обрадованный родитель возвращает его для сна в кроватку и через некоторое время все повторяется вновь.

Вот наиболее частые неправильные ассоциации засыпания, которые служат причиной нарушения сна: 1) во время кормления грудью или из бутылочки; 2) на руках у матери; 3) при укачивании в кроватке или на руках; 4) в постели со взрослыми. Есть и более экзотические ситуации, например, засыпание при перебирании маминых волос (так и без волос можно остаться).

Ключевым моментом в лечении поведенческой инсомнии является выработка «правильных» ассоциаций засыпания. Правильным является: засыпание ребенка в своей кроватке, без участия взрослых на последнем этапе, отсутствие кормления перед сном, отсутствие укачивания. Ребенок, поставленный в новые условия засыпания, поначалу будет очень недоволен. Здесь не обойдется без плача, выбрасывания игрушек и белья из кроватки. Но, как это не удивительно, такая протестная реакция проходит довольно быстро. По нашим наблюдениям среднее время наступления эффекта (т.е. начало спокойного сна ребенка в новых условиях) составило 2,4 ночи. Это связано с тем, что «природа не терпит пустоты». Оставшись без привычной ассоциации, ребенок бессознательно начинает привлекать другие возможности снижения беспокойства, связанного с «одиночеством в кроватке». Он теперь может акцентировать свое внимание уже на других предметах окружения (кроватка, игрушки, белье). Облегчить такое изменение ассоциаций засыпания помогает «предметный посредник» - пеленка, хранящая запах матери или любимая игрушка. Этот предмет связывает ребенка с миром взрослых, дает ощущение спокойствия и стабильности. Бояться, что ребенок так и не научится самостоятельно успокаиваться, не стоит. Свойство самоуспокоения, по-видимому, является частью психического развития ребенка и в обычных условиях формируется самостоятельно, без помощи родителей. 60-70% детей в возрасте 1 года при ночных пробуждениях уже не требуют подхода взрослых.

Если главной ассоциацией, связанной со сном, является пища, то необходимо добиваться, чтобы кормление проходило не во время укладывания, а за 20-30 минут до него и имело место не в кроватке. Таким образом, разрывается ассоциативная связь приема пищи со сном. После укладывания в кроватку взрослый проводит с ребенком какое-то время, читает или рассказывает сказку, напевает, а затем уходит. Таким образом, малышу предоставляется возможность вырабатывать привычку самостоятельного засыпания.

Ночью при возникновении ночных пробуждений с требованием подхода родителей устанавливается одинаковая тактика реагирования. Ребенка из кроватки не вынимают, поправляют постель, пытаются успокоить, затем уходят. Можно не выходить из комнаты, а располагаться на кровати в пределах зоны видимости малыша, однако на его продолжающийся возмущенный зов не реагировать. Такая тактика в англоязычной литературе называется «проверка и выдержка». Конечно, сразу же ребенок не успокоится. А будет настаивать, чтобы его вынули из кроватки и предоставили необходимые для засыпания ассоциации. Нужно установить себе определенный интервал «выдержки», только переждав который можно вновь подойти к кроватке, поправить ее и вновь отойти. И так много раз за ночь, по крайней мере, первые 2-3 ночи. В дальнейшем родители будут вознаграждены прекращением ночных зовов и необходимости много раз ночью вставать и успокаивать малыша. Он сам научится успокаиваться после ночных пробуждений.

Часто встает вопрос о том, можно ли отказывать в ночном кормлении при таких нарушениях сна. Показано, что после 6-ти месячного возраста, если ребенок не имеет дефицита массы тела, кормить его не нужно. В этом возрасте желудок приобретает уже достаточную вместимость, чтобы обеспечить питательными веществами организм малыша на всю ночь. Кроме этого, ночью в этом возрасте выделяется уже достаточное количество гормона мелатонина который, опосредованным образом, блокирует ощущение голода. Повторяющееся ночное требование еды при поведенческой инсомнии является следствием лени родителей, которым проще «сунуть» ребенку пустышку, чем добиваться выработки правильных ассоциаций засыпания. Чтобы подтвердить, что ребенок требует бутылочку не от голода, а «по привычке», дайте ему ту же привычную жидкость в кружечке, и она будет с негодованием отвергнута.

Для облегчения переучивания с «неправильных» на «правильные» ассоциации засыпания используются различные вспомогательные мероприятия. Они направлены на уменьшение эмоциональной реакции ребенка, снижение общего уровня его тревожности. Самым простым является назначение на время изменения режима сна каких-либо успокаивающих препаратов, например, содержащих валериану. Другой путь – укрепление режима сна и выработка успокаивающего ритуала укладывания. К режиму сна относится определение одного и того же времени укладывания, места для сна, окружения сна, времени пробуждения, времени дневного сна. Обеспечение правильного ритуала укладывания помогает ребенку переключиться с дневного возбуждения на расслабление перед сном. Ритуал укладывания включает определенную последовательность действий, которые совершаются перед сном каждый вечер. Например, это кормление, затем купание, успокаивающий массаж, укладывание в кроватку, чтение или рассказывание сказки, оставление засыпать одного. Такая «предсказуемость» событий вечера дарит ребенку ощущение контроля над событиями, снижает уровень тревоги, расслабляет. Основными характеристиками ритуала укладывания являются: повторяющийся, простой, приятный, успокаивающий. Последняя часть ритуала укладывания должна проходить в кроватке.

В нормализации сна у детей помогают и средства личной гигиены. Было показано, например, что использование в ритуале укладывания пены для ванн и молочка для массажа с успокаивающим ароматом повышают эффективность мероприятий по изменению ассоциаций засыпания.

Большую роль играет возможность обеспечения комфортного пребывания в кроватке перед засыпанием и во время сна. Обеспечение сухости кожных покровов ребенка, снижение потливости достигается применением современных впитывающих подгузников. Так, в исследовании влияния фито-подгузников SUN HERBAL™ на качество ночного сна грудных детей, которое проводилось под эгидой Национального общества специалистов по детскому сну впервые в России, было показано, что пользование подгузниками сопровождалось заметным улучшением сна в виде увеличения его продолжительности, уменьшения числа пробуждений и времени бодрствования, сокращения времени засыпания вечером. Улучшение было достигнуто как у детей, не имевших проблем со сном, так и у имевших диагноз поведенческой инсомнии. Обеспечение такого качества сна при пользовании именно этими подгузниками связывают с их особым строением – наличием фито-слоя, уничтожающего микроорганизмы. При этом даже при длительном пребывании на теле не возникает раздражения кожи, явлений атопического дерматита.

В заключение следует отметить, что обеспечение качественного сна младенца необходимо не только для него, но для всей семьи. Невыспавшаяся, недовольная мама, изнуренная постоянными ночными заботами не прибавит радости окружающим, да и сама собой будет недовольна. Маленькие дети обладают свойством эмпатии – они чувствуют душевное состояние родителя, реагируют на него. Поэтому самоотверженные «подвиги» ночных вставаний матери не будут оценены по достоинству, а наоборот, будут дестабилизировать состояние малыша. Лучше всего своевременно обратиться за помощью, решить проблемы сна, а затем всей семьей пожинать заслуженные плоды успеха.

Полуэктов М.Г., детский сомнолог, к.м.н., доцент Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова.

Создание Интернет-магазина Deti69.ru - PHPShop. Все права защищены © 2003-2018.